Многие приезжие художники остаются национальными мастерами в не меньшей степени, чем безымянные ремесленники, путешествовавшие со всем своим скарбом от одного шляхетского именья к другому.
Однако нас интересует в первую очередь именно местное, традиционно-польское направление в портрете, в том его виде, в каком оно откристаллизовалось ко времени правления последнего польского короля. Тем более, что именно ремесленные работы, верные традиционным решениям, широко распространились в Польше, особенно в саксонский период, когда приезжих художников в стране было сравнительно немного и они по преимуществу группировались при дворе саксонских королей в Дрездене. И, безусловно, это направление имеет целый ряд специфических, вполне определенных признаков, резко отличающих его, например, от русской парсуны XVII века и от портретной живописи таких европейских стран, как Англия, Франция или Испания. Поэтому, не касаясь творчества работавших в стране в XVI - начале XVIII века иностранцев, мы постараемся сформулировать хотя бы несколько главных особенностей местного, излюбленного польской шляхтой, портретного жанра.
Блистательные образцы портрета, оригинальные и полные своеобразия как в восприятии человеческого образа, так и в способе его воплощения, оставила эпоха Возрождения. Польский портрет XVI века - это, как правило, монументальные полотна, типа «en pied», где человек является в пышном и торжественном облике земного властелина, облаченный в нарядные, роскошные одежды, утверждающий свое собственное бытие и славу своего рода. Среди этих полотен, во многих из которых можно отметить влияния северного европейского портрета, особенно «кранахианского» типа,- можно назвать такие полотна, как портрет дочери Любомирского (Национальный музей в Варшаве) или известный портрет Катажины из Любомирских Острогской (там же), поражающий богатством изысканных и одновременно звучно определенных цветов, струящийся богатейшим орнаментом одежды и одновременно тонко внимательный в передаче человеческого облика.