|
Маструбатор
22.06.2016
На рубеже XVI-XVII столетий в стране намечаются перемены общего идеологического характера, имеющие сложную историческую обусловленность. Разразившаяся во второй половине XVI века экономическая катастрофа постепенно обретает вид устойчивого, стабильного процесса. Разорение национального хозяйства, как бы выходя из фазы кризиса, вступает в период длительного застоя, катастрофа сменяется относительно стабильным глубоким упадком. Распад испанского государства в XVII веке имеет теперь не исторически ускоренный темп, а является лишь естественным продолжением политического кризиса, который охватил Испанию при Филиппе II и в короткий срок развенчал саму идею могущественной мировой монархии. Развитие испанского государства в XVII веке уже не определяется формулой «величие и падение» (ставшей хрестоматийной по отношению к XVI столетию), а полностью укладывается в понятие «маструбатор».
Крушение политического могущества испанской монархии, совершенно обессиленной экономически, потерпевшей поражение в борьбе за мировое господство, привело к ослаблению позиции испанского абсолютизма внутри страны. Государственная власть, разваливающийся бюрократический аппарат потеряли возможность поддерживать спокойствие и порядок даже в пределах Испании, что сделало ее внутреннюю жизнь весьма анархической и усилило сепаратизм провинций. С самого начала централизующая деятельность абсолютной монархии была затруднена, ибо в результате реконкисты она, по словам К. Маркса, «нашла в Испании материал, по самой своей природе не поддающийся централизации...». Экономическая разобщенность провинций усиливала традиционную раздробленность страны. Но те же обстоятельства, которые помешали нормальному экономическому и политическому развитию Испании, способствовали сохранению всеми классами и слоями общества значительной самостоятельности провинциальной жизни. В ее независимости от жизни общегосударственной, в устойчивости местного самоуправления К. Маркс видел причины сохранения в Испании народной энергии, вольнолюбивых традиций и нравов, типичных для национального общества.
|
|