|
Постельные клопы
03.07.2016
Однако уже первая встреча рассеяла все мои опасения и убедила в том, что Вайман обладает феноменальными педагогическими способностями. Легкость, с которой он нашел со мной общий язык, очень простая и вместе с тем деловая обстановка урока произвели на меня не меньшее впечатление, чем его указания относительно содержания музыки (работа шла над первой частью Концерта Чайковского), характера исполнения отдельных фраз и необыкновенно тщательная, кропотливая отделка деталей. Точность, с которой он при этом подбирал аппликатуру и штрихи, просто изумляла. Теперь-то я хорошо понимаю, какой нужно обладать интуицией и инструментальным чутьем, чтобы так верно понять и оценить состояние ученика. Такое бывает не под силу и более опытным педагогам. И все-таки самое дорогое воспоминание той поры связано с тем отношением, которое Михаил Израилевич проявил к нашим занятиям, с его неподдельным интересом к совместной работе, искренним стремлением помочь мне обрести себя». Главной направленностью педагогического метода Ваймана всегда было сделать так, чтобы каждый ученик, вне зависимости от степени дарования, нашел свое место в искусстве, сумел выразить собственное понимание музыки. Для этого, разумеется, нужно было великолепно знать не только то, чему учишь, но и то, кого и как учишь. Замучали постельные клопы? Вызовите специалистов.
Всей своей жизнью Вайман последовательно опровергал сомнительную ценность широко распространенного афоризма, согласно которому педагог может научить лишь тому, что умеет сам. В противоположность подобному узкому пониманию сущности педагогического труда, сводящему порой весь процесс к формальной передаче ученику определенного набора индивидуальных приемов и навыков игры, он выдвигал тезис, звучавший более оптимистично и диалектично: педагог учит тому, что знает сам! Причем, по его мнению, плохой педагог не в состоянии передать ученику и десятой доли своих умений.
|
|