|
Новый год в доме 2
21.07.2016
Попытки рассматривать 90-е годы, имея в виду одних декадентов, вызывают решительный отпор у самих английских литературоведов, правда отпор этот выглядит порой двойственным. М. Крофт-Кук считает неточным, даже дезориентирующим наименование последнего десятилетия прошлого века «концом века», поскольку с этим ассоциируется мысль об упадке. По мнению автора исследования, 90-е годы во многих отношениях были десятилетием деятельным и плодотворным. Крофт - Кук полагает неправомерным именовать молодых людей 90-х годов «трагическим поколением». Напротив, «это было время надежды для молодых художников, впервые получивших возможность зарабатывать на жизнь искусством, преодолевшим стереотипность, и для молодых поэтов, вообще впервые получивших возможность зарабатывать себе на жизнь. В первую половину десятилетия писательские клубы и кафе трещали от новых имен и новых журналов...». Хотите весело провести время? Выбирайте новый год в доме 2.
Но при всем том, что Крофт-Кук не желает называть 90-с годы XIX века только «упадком», подтверждая, что они дали много полезного, он сосредоточивает внимание в своей книге, имеющей претенциозный подзаголовок - «Новое рассмотрение некоторых поздиевикторианских писателей», преимущественно на трех фигурах - Суинберне, Сай-монсе и Уайльде. Предпочтение отдано Уайльду, потому что, согласно убеждению Крофт-Кука, именно он провозгласил важнейшие идейные ценности, доступные его сознанию: «Свобода в мире идей. Свобода для человечества развиваться не общей прогрессивной мерой, но как миллиард индивидуальностей. Свобода творить, пренебрегая общественным требованием или неодобрением. Свобода жить не без обязательств перед человеком, но без благоговения перед обществом. Свобода писать, следуя не уайльдовскому провозглашению, что красота - это все, а своему собственному представлению о красоте». Так возникает парадокс, вполне в духе Уайльда: полемизирующий все более сближается с теми, с кем начал было полемизировать. Трактовка творчества Уайльда в книге Крофт - Кука одиостороння и тенденциозна. Общая картина развития английского искусства предстает в итоге искаженной.
|
|