|
Самоклеющиеся наклейки
21.07.2016
За год до этого, в 1899 году, началась одна из самых постыдных империалистических войн - англо-бурская война. Она же явилась первой войной XX века с его многими бесславными войнами. Английский империализм, охарактеризованный В. И. Лениным как империализм колониальный, по всей видимости набирал силу. Британская империя сказочно расширилась; ее флаги в самом деле реяли над всеми морями. Но в жизни и настроенности английского общества явственно чувствовались тревога и напряженность. Утрачивая безусловное торговое и промышленное первенство, британский империализм старался удержать мировое владычество ценой новых экспансий, усиления гнета в прежних колониях. Колонизация приобретала все более омерзительные, извращенные формы. Актом наглости и одновременно страха стала, в частности, англо-бурская война.
В тот же 1900 год, что и королева Виктория, умер Джон Ресккн, прозаик и поэт, историк и теоретик искусства, публицист и общественный деятель. Одним из «замечательных людей... всех стран и времен» назвал Рескипа Л. Н. Толстой. Его воздействие на умы современников было исключительным. Трудами Рескина с восхищением зачитывалось не одно поколение английских художников начиная с 60- 70-х годов. Его эстетические самоклеющиеся наклейки обсуждались в художественных салонах, на выставках, в среде романистов и поэтов, актеров и музыкантов. Мысли Рескина: «Искусство, которое доставляет радость, должно доставлять ее всем», «Жизнь без деятельности - преступление, но деятельность без искусства - скотство», «Все истинно великое и трогающее носит на себе яркую печать родной страны» - подхватывались на лету. Его звучащие как призывы эстетические тезисы, вызывали бурю восторга или столь же пылкое негодование.
|
|