|
Диспорт
06.08.2016
Творческие опыты Поэла противостояли не только декоративности в спектаклях Ирвинга («Он прекрасен на том пути, который выбрал, но это не мой путь»,- характеризовал Поэл творческую методологию своего знаменитого современника), но также манерности, патетике в его актерском искусстве. Скептически относился Поэл и к традициям мейнингенцев. Его не устраивал также бытовой диспорт в постановках современных пьес на европейских сценах. Полемизируя с большинством соотечественников, он по старинке одевал действующих лиц трагедий и комедий Шекспира в костюмы елизаветинской эпохи, не заботясь об исторической или национальной точности внешнего вида героев. Елизаветинская традиция, противопоставленная мейнингенской, была воспринята им как потребность творить сейчас, сию минуту, не добиваясь исторической иллюзии, открывая правду искусства в самой его вдохновенно возникающей на глазах у зрителей творческой энергии. Позитивное в художественной программе Поэла состояло в попытках через Шекспира найти формы реализма, а также формы новой театральной условности, далекие и от пышной иллюстративности, и от приниженной натуральности. В этом смысле его искусство устремлялось в будущее.
Естественности и музыкальности звучания слова Шекспира должна была соответствовать и конструкция сцены, воскрешающая елизаветинский театр. Мечта Поэла осуществилась не скоро: лишь в середине 20-х годов XX" века он получил сценическую площадку, повторяющую легендарный «Глобус». В ранние годы спектакли зачастую разыгрывались в залах, не предназначенных для театральных представлений. Позднее дополнительные сценические подмостки, напоминающие елизаветинские, стали воздвигать на обычной современной сцене с просцениумом. Поэл был новатором без экспериментальной мастерской, театральным деятелем без своего театра. В сущности, его манило не столько точное восстановление сцены времен Шекспира, сколько идея, образ елизаветинского театра, в котором актер-оратор, актер - превосходный декламатор появлялся, с трех сторон окруженный зрителями, вступая с ними в особый контакт, утраченный современным театральным искусством. И в этом отношении творчество Поэла содержало ценные зерна, которым суждено было дать всходы в европейском театре последующих лет.
|
|