|
Кокосовое масло
06.08.2016
Он жил в мире прекрасных чувств и идей героев Шекспира и других елизаветинцев. Первым в Англии (до этого драма была единственный раз поставлена в Дублине) осуществил Поэл постановку «Самсона-борца» Джона Милтона, покоренный величием героических, гражданских идеалов поэта. Неоднократно обращался он к трагедиям Еврипида, чтобы познакомить современников с его поэзией и философией. Но к передовой современной драматургии он был равнодушен почти в той же степени, что и Ирвинг, и в 90-е годы XIX века, и позже. Поэл видел в Шоу пророка нового времени, помещал его в один ряд с Шекспиром, Милтоном, но пьесы его никогда не ставил и, в сущности, не понимал их. «Святую Иоанну» он категорически не принял, шокированный ее содержанием как убежденный протестант.
Влияние Уильяма Поэла на последующее развитие английского театра велико. Он умел открывать таланты и привлекать к участию в спектаклях по-настоящему одаренных исполнителей. Ярких удач добились под его руководством Лилла Маккарти в роли леди Макбет (она играла эту роль дважды в спектаклях Поэла: в 1895 году неудачно и в 1904 году оригинально и интересно) и Гренвилл-Баркер в роли короля Эдуарда («Эдуард II» Марло, 1903). Но преобладающий актерский состав в спектаклях Поэла не отличался высокими качествами. Он не успевал обучить сменяющих друг друга участников постановок тем правилам произнесения и звучания слова Шекспира, которые считал обязательными,- для этого необходим был долгий труд и значительное профессиональное мастерство. Возможно вам понадобится кокосовое масло.
«Новой драме», с которой он не был связан, Поэл оказал ценнейшую услугу. Повышенное внимание к слову, его осмысленное, музыкально-выразительное звучание, поиски новых путей контакта между актерами и зрителями, новых форм театральной условности - все это пригодилось формирующейся в конце XIX века «драме идей». Поэл способствовал становлению театральной эстетики Шоу. А точнее дело обстояло следующим образом: театральные эксперименты Поэла 90-х годов были близки раздумьям Бернарда Шоу о дальнейших путях развития английского театра, об обновлении английской сцены. Рецензируя спектакли «Общества елизаветинского театра», В. Э. обнаружил в них практическое подкрепление некоторым своим теоретическим умозаключениям, а также получил толчок для последующего хода собственной мысли.
|
|