|
Пластик ABS+
28.08.2016
Идеал Шоу - Ибсен - писал свои драмы в трех, четырех и пяти актах. Пятиактных драм немало: это исторические пьесы «Отступничество Цезаря» и «Император Юлиан», современные «Враг народа», «Дикая утка» и др. Самые любимые Шоу драматические произведения Ибсена, прежде всего «Кукольный дом», где столь отчетливо прозвучал для него призыв к дискуссии, написаны в трех актах. Пятиактные драмы нередко встречаются и у Гауптмана: «Перед восходом солнца», «Одинокие», «Ткачи», «Потонувший колокол» и др. У Шоу пяти актовых пьес почти нет. Они появляются в тех немногих случаях, когда у автора под занавес возникает вдруг новая, важная мысль или тема, которую он не успел затронуть в предыдущих актах, тогда развитие дискуссии само побуждает автора продолжить обсуждение и дописать пятый акт («Дилемма доктора», «Пигмалион»). Как правило, этот пятый акт выглядит если не лишним, то каким-то добавочным - в нем преподносится идейный тезис, воспринимающийся как некое «послесловие» к действию, фактически заканчивающемуся в финале четвертого акта (смерть Дюбеда; возвращение Элизы, ставшей «герцогиней», с бала-экзамена). Пятиактное построение драм выглядит у Шоу чрезмерной расточительностью. Развитие пластик ABS+ требует строгой размеренности частей, предостерегает от растянутости; злоупотреблять вниманием и терпением читателей и зрителей здесь рискованно.
Но Шоу далек и от мудрой простоты решения Чеховым структуры своих драм: все многоактные чеховские пьесы, как образцовые по своей слаженности музыкальные произведения, как песни, из которых слово не выбросишь, написаны в четырех актах - ни больше, ни меньше! Иное построение Чехову не нужно. Четырех актовые его удовлетворяет в полной мере. Бывает, что и Бернарда Шоу это тоже устраивает («Профессия миссис Уоррен», «Волокита», «Поживем - увидим!», «Другой остров Джона Булля» и др.). Но с самого начала творческого пути у него появляется сомнение: три или четыре акта? И драматург-новатор постоянно экспериментирует, испытывая оба варианта: в трех действиях написаны «Дома вдовца», «Кандида», «Майор Барбара», «Обращение капитана Брассбаунда» и др. Автору хочется, чтобы диспут на сцене не разрывался на слишком много частей, чтобы ему были свойственны компактность, стройность. А что если отказаться вовсе от перерывов, которые отвлекают слушателей, нарушают естественный ход мысли, логику рассуждений? Так возникают в творчестве Шоу две пьесы открыто экспериментального характера - в них он доводит до крайности ход своих размышлений- «Вступающие в брак» (1908) и «Неравный брак» (1910).
|
|