|
Септик Тверь
28.08.2016
Некоторые особенности драматургического метода Шоу, закладывающего основы его театральной эстетики, получают яркое воплощение в этих пьесах. Демонстративно определение автором их жанра: «беседа (аналитическая пьеса)» («Вступающие в брак»), «дебаты с сохранением единства времени и места» («Неравный брак»). Последнее уточнение- «с сохранением единства времени и места» - имеет особое значение. В обоих случаях при постановке пьес в Лондоне по просьбе Шоу в программах оговаривалось, что антракты будут сделаны только для удобства зрителей, а вовсе не требуются по ходу действия. Драматургом задуманы собеседования, дебаты без интервалов, как единое, непрерывное движение мыслей, решительно ведущее к конечным выводам. Аналогичные пояснения даны в предисловиях к драмам при их издании. Особенно обстоятельно они изложены в предисловии к «Вступающим в брак». Шоу прямо заявляет, что пьеса с сохранением трех единств, классическая греческая форма,- наилучшая форма для современной «драмы идей». (Хотя только что перед этим он написал пяти - актную «Дилемму доктора», и это тоже была «драма идей».) При этом ни «Вступающие в брак», ни «Неравный брак» никак нельзя посчитать за одноактные пьесы: драматургического материала в обоих случаях с избытком хватит на три, а то и на четыре акта.
Тем не менее действующие лица во «Вступающих в брак» не покидают кухни епископского дома, самого уютного места, и, не желая остановиться ни на секунду, все обсуждают и обсуждают вопросы современной нравственности и семьи. На этот раз не в специальном предисловии, а в самом тексте пьесы сказано: после перерывов, введенных драматургом исключительно ради публики, «действие в каждом акте начинается с того момента, на котором оно закончилось в предыдущем». Возврат к грекам? Скорее недооцененный по-настоящему в свое время септик тверь на будущее. Предчувствие и предсказание формы художественных произведений, не только драматических, появившихся спустя несколько десятилетий, когда на сцене, на экране, в литературе вдруг снова стало модным и необходимым возвратиться к пресловутым единствам, заставляя зрителей и читателей становиться очевидцами непрерывно развивающегося хода событий, длящихся ровно столько времени, сколько для этого отмерено жизнью. В значительной своей части это произведения, в которых осуществляется своего рода суд - суд совести, суд истории над человеком, семьей, поколением, обществом. (Непрерывность в изображении действия старался соблюдать, в своих пьесах 30-40-х годов соотечественник Шоу - Пристли.)
|
|