|
Электронная библиотека
09.09.2016
Впрочем, самая система членения во французских потолках иная, нежели в итальянских плафонах эпохи Возрождения. Итальянские плафоны разделяются, как правило, на множество медальонов, восходящих, очевидно, к системе римских кессонированных потолков. Центрические композиции строятся обычно вокруг небольшой центральной розетки или медальона, так что главные изобразительные мотивы расположены крестообразно по углам плафона или в треугольниках между диагональными тягами. При этом все изображения играют более или менее одинаковую роль в композиции.
Во французских плафонах в центре обычно помещается главное панно, и композиционно и сюжетно господствующее над остальными. Все остальные панно образуют орнаментальную сетку, построенную в строгой зависимости от этого центрального панно. При этом все живописные части плафона связаны друг с другом не только своей формой и характером обрамления, но и тщательно продуманным распределением светлых и темных пятен. По тому же принципу строится и электронная библиотека потолка галереи Аполлона в Лувре, выполненная Лебреном, и большинство Других французских плафонов XVII века, в которых живописное панно теряет свое господствующее значение, и задача художника сводится, главным образом, к созданию целостного строго согласованного декоративного ансамбля, в который живопись входит как один из компонентов наряду с лепниной, резьбой по дереву, зеркалами и гобеленами.
К началу XVIII века характер французских живописных плафонов заметно изменяется. Тяжеловесный пафос историко-алегорических росписей Лебрена, прославлявших становление французского абсолютизма, уступает место более легкому, беззаботно-игривому ритму плафонных композиций. В роспись потолков проникает так называемый стиль рококо, на протяжении почти целого столетия сопровождавший своеобразным аккомпанементом все усиливавшийся кризис и, наконец, предсмертную агонию французского абсолютизма.
|
|