|
Халаты
09.09.2016
Уже Пьяцетта в плафоне церкви святых Джованни и Паоло, написанном в первой четверти XVIII века, удалось добиться иллюзии безграничной глубины пространства, не прибегая к сложным перспективным ухищрениям Поццо, к его вспомогательным архитектурным конструкциям. Художники XVII века, следуя в этом традициям искусства Возрождения, строили пространство плафона при помощи линейной перспективы. Для этого на плафоне помещались архитектурные халаты, как бы продолжавшие реальную архитектуру. Таким образом, художник стремился создать архитектурно оформленное, замкнутое с четырех сторон и зрительно измеримое пространство. Кулисы загромождали плафон, уменьшали световое отверстие и отодвигали его далеко в глубину.
Пьяцетта достигает нужного эффекта, не прибегая к помощи архитектурных построений, используя лишь живописные эффекты: контраст темных силуэтов фигур, расположенных против света, и ярко освещенного неба, образующего фон. Кроме того, отсутствие кулис придает его плафонной композиции небывалую просторность и легкость. По сравнению с его росписью, потолки Картоны и Поццо кажутся тяжело перегруженными, в них фигуры производят впечатление не столько легко парящих в небе, сколько стремительно низвергающихся вниз, в пространство интерьера. В плафоне Пьяцетты при всей его ясно ощутимой глубине фигуры легко держатся на поверхности потолка, декоративно организуя плоскость. Однако, несмотря на несомненное формальное мастерство, росписи Пьяцетты недостает той внутренней убежденности, того пафоса содержания, которыми при всем их зачастую неприятно мистическом характере поражают зрителя итальянские росписи предыдущего столетия. Плафон церкви святых Джованни и Паоло, изображающий серьезное и торжественное событие - апофеоз святого Доминика, производит впечатление веселого, шумного празднества.
|
|