|
Поисковый магнит
09.09.2016
Авторы плафонов XVII века стремятся захватить внимание зрителя, подчинить его, ошеломить, убедить в реальной близости неба и его божественных обитателей. Тьеполо, как бы играя своим даром волшебника, способного уничтожить потолок, превратить его в небо, вместе с тем не особенно стремится вложить в это изображение аллегорический или религиозный смысл. Значительно больше интересует его чисто эстетическая сторона росписи, эффектные сочетания различных оттенков голубого неба, кое-где тронутого лимонно-желтым или розовым отблеском зари, и груды жемчужно-белых облаков, из которых он создает целые симфонии. Человеческие фигуры в его плафонах становятся все меньше по своим размерам, они теряются в бескрайных просторах, тонут в облаках, исчезают в волнах воздуха, в потоках света. Постепенно роль священных или мифологических персонажей сводится к простому стаффажу.
В росписи потолка палаццо Каносса в Вероне (1761) четверка стремительно вырывающихся из-за облака лошадей, так же, как и все персонажи, изображающие триумф рода Эрколе, всего лишь усиливает поисковый магнит бурного, патетически-взволнованного неба. Особенно сильно это чувствуется в одной из самых совершенных работ Тьеполо - плафоне тронного зала палаццо Рэале в Мадриде (1764), где даже центральный образ росписи- женская фигура, олицетворяющая испанскую монархию, с трудом различима в общей композиции плафона. В этих поздних плафонах, при всем их великолепии, чувствуется какая-то внутренняя опустошенность художника, который может изобразить все и которому нечего изображать, кроме неба и белого мрамора колонн венецианских дворцов.
Сосредоточив все внимание на внешних, декоративных качествах своих росписей, Тьеполо поражает зрителя неистощимой выдумкой, бесконечным разнообразием композиционных приемов, умением каждый раз по-новому, никогда не повторяясь, решить трудную задачу связи потолочной росписи с архитектурой и живописью стен.
|
|