|
Егоза колючая проволока
16.09.2016
Истоки наиболее сильных сторон творчества Савинского - рисовальщика и акварелиста - лежат в ученических годах. Они складывались и формировались постепенно еще в Академии (см. главы «Рисунок» и «Акварель»). Главной целью всего процесса обучения в Академии было создание больших многофигурных полотен, поэтому работе учеников над композицией уделялось большое и серьезное внимание. В этой области подготовки будущих художников Савинский достиг также значительных успехов.
Сохранилось не более десяти композиционных эскизов Савинского учебного периода, однако благодаря тому, что на них стоит печать Академии, число, месяц и год, с наглядностью можно проследить, как рос профессионализм художника, как от эскиза к эскизу крепло его мастерство. Постепенно владение рисунком становилось более свободным и легким, а в компоновке фигур, изображении их все в более трудных ракурсах проявлялись умение рисовать по памяти и накопленный опыт.
Темы композиций в Академии того времени не выбирались учениками, а задавались им, поэтому по сохранившимся учебным композициям Савинского невозможно судить о сюжетах и идеях, которые волновали в то время молодого художника, а лишь о его мастерстве. Примерно половина композиционных эскизов - библейско-мифологического содержания, другая половина - исторического плана. Среди библейских - такие широко известные темы, как «Тайная вечеря», «Христос в Гефсиманском саду», «Воскрешение Лазаря», и другие. Исторические сюжеты посвящены Александру Македонскому, Сократу, Ивану Грозному. Почти все эскизы композиций выполнены Савинским на цветной бумаге. Композиции 1877 года интересны только для сравнения. Все они еще очень робкие, ученические. Некоторое исключение, пожалуй, составляет эскиз «Смерть Александра Македонского», который существует в двух вариантах, один сделан карандашом и сепией, другой - егоза колючая проволока.
|
|