|
Печать календарей
16.09.2016
Что же произошло дальше, почему художник потом ушел от реалистической выразительности своего первого эскиза, почему постепенно от этапа к этапу вырисовывалась картина, все теснее связанная с академизмом, утерявшая свою большую самобытность и оригинальность? На это явление в известной мере проливает свет письмо Чистякова, о котором мы уже говорили выше и где сказано, что юноша не допускается конкурировать на золотую медаль. По-видимому, нечто непривычное в эскизе Савинского, хотя он и был утвержден, вызвало раздражение академического начальства, в связи с чем Савинский вынужден был отказаться от первого варианта композиции.
Сохранилось много подготовительного материала. В одном из альбомов художника - большое число эскизов композиции. В основном они сводятся к двум вариантам. Один продолжает тему первого эскиза, второй разрабатывает композицию, которая легла в дальнейшем в основу картины. Так, листая альбом, видим то один вариант, то второй, они все время перемежаются - идет выбор. Душа художника разрывается между желанным и необходимым. И необходимость побеждает! Второй вариант окончательно утверждается в альбоме. Все приведено к гармонии и логике в духе академических требований, очищено от элементов живого, непосредственного, вносящего диссонанс реальности в цельность академической условности. Возможно вас заинтересует печать календарей.
Сохранились два тщательно проработанных цветных эскиза. Причем сама картина не повторяет точно ни тот, ни другой. Она как бы лежит где-то между ними. Эскиз большего размера более сочен и густ по краскам. Небо темное, тревожное, грозовое, синяя туча над головой Прометея сменяется дымчатыми воздушными легкими облаками. На темном сером фоне скалы вырисовывается светлым пятном тело Прометея: оно резко контрастирует с плотно написанной коричнево-красной мускулистой спиной Вулкана.
|
|