|
Шторы блэкаут
16.09.2016
Общий колорит другого эскиза холоднее, цвет кажется менее густым и трепетным и более условным. Исчезло достигнутое с помощью цвета ощущение драматичности события, растворилось сумрачное предгрозовое состояние природы. Действующие лица приняли некое привычное глазу академистов обличье. Лицо Прометея обрело сходство с лицом Аполлона, на обнаженном теле его появилась по традиции белая драпировка. Власть облачилась в голубые одеяния и, приняв вид типичного аллегорического существа, удобно устроилась на облаках; в голове Силы появились знакомые черты Зевса-громовержца. Знаменитый орел занял доминирующее положение на скале.
Трудно словами выразить глубину сожаления, которое охватывает при сравнении подготовительных материалов картины, появляется острое желание повернуть работу во времени вспять и дать возможность художнику выполнить шторы блэкаут по первому его замыслу.
Любопытна история одного из рисунков к картине. Он изображает Прометея по грудь: голова приподнята, глаза устремлены вверх. Рисунок этот, как и многие другие, хранился в Академии и был приписан Врубелю. Совершенно неожиданно на посмертной выставке М.А.Врубеля Савинский увидел свой рисунок и опознал его. После этого работа была подписана Савинским и датирована им. Не случайно устроители выставки ошиблись, рисунок очень высок по мастерству и выразительности, а построение формы, характер рисунка, стиль в период обучения у художников были очень близки.
Тщательная и добросовестная работа Савинского была завершена мастеровитой картиной, ясной по композиционному замыслу, очень сильной по рисунку, несколько более слабой по живописи и, к сожалению, не лишенной надуманности и помпезности многих произведений академической школы. Правда, что-то от лучших эскизов, от мрачного предгрозового состояния природы, от общего настроения сохранилось в картине, и оно задает тон всему. В реалистической трактовке неба художник позволил полностью вылиться своей тяге к натуральности и естественности: темно-синяя клубящаяся туча над головой Прометея, как бы написанная с натуры, переходит в правой части картины в живой розовато-красноватый свет.
|
|