|
Бурение на воду
15.10.2016
Поскольку Малый театр был ближе Островскому и в меньшей степени испытывал давление чиновно-аристократических верхов, обратимся к его искусству. Выявить его своеобразие не так легко. Большинство корифеев театра Островского не стремились к теоретическим обобщениям и не декларировали свое художественное кредо. Когда Ольгу Осиповну Садовскую спрашивали, каковы ее художественные принципы, она отвечала: Уходи от меня, батюшка, Христа ради! Что пристал? Ничего я не знаю. Выучу роль и говорю. Вот и все. Тем не менее были люди, которые проникли в секреты этого искусства. Это Сергей Николаевич Дурылин и Владимир Александрович Филиппов. Они общались с мастерами Малого театра. И смогли многое от них узнать. С. Н. Дурылин оставил книги и статьи, представляющие непреходящую ценность.
Мне посчастливилось. Я был литературным секретарем Веры Николаевны Пашенной. Много беседовал с Е. Д. Турчаниновой. Наконец, мне довелось говорить на эти темы с блестящими актерами и теоретиками Малого театра Е. П. Велиховым и М. И. Царевым. Бурение на воду. На основании многолетних размышлений я пришел к выводу, что искусство Малого театра было театральной проекцией искусства Островского. Этот вывод надо обосновать. Итак, старый Малый театр. Первый вопрос - хороший ли был этот театр? Со времени возникновения Художественного театра и исторической победы его над Малым на этот вопрос дают обычно отрицательный ответ. Против старого Малого театра существует много предубеждений. Считается, что он стоял неизмеримо ниже русского театра XX века. И у современного зрителя вызвал бы только разочарование. Посудите сами. Постановка, бутафория и декорация были примитивными. Не было настоящей режиссерской культуры, проработки образов, продуманных и естественных мизансцен. Эти суждения кажутся убедительными. Но существует и убедительное возражение. Малый театр XX века творил в период великого расцвета русской литературы, живописи, музыки. В зрительном зале сидели люди, которые слушали музыку Чайковского и Мусоргского, смотрели картины Репина и Сурикова, читали новые произведения Толстого и Достоевского. И Малый театр их не разочаровывал. Больше того, он вызывал их восхищение.
|
|