Двери цитадель
05.12.2016
Иными становятся и знаменитые Соколовские „охоты". Лишь на первый взгляд в них кажется все изображенным по-старому. Сохранились привычные типы людей, точная характеристика животных, умение развернуть движение, те же композиционные приемы. Но это только первое впечатление, - в поздних охотничьих сценах нет прежнего задора, нет ощущения помещичьего достатка.
В гуаши „Охота на волка с борзыми" (1892, Русский музей) рука художника скорее повторяет ранее виденное.
В картине „С охоты" (1886, Русский музей) показаны две фигуры, закутанные в башлыки и одетые в неудобную для движения теплую одежду. Едут они в санях. С трудом верится, что они принимали непосредственное и активное участие в охоте. Один из крестьян непринужденно расположился рядом с убитым медведем, а другой идет на лыжах. Это единственный из охотников, близкий в данной картине к прежним Соколовским охотничьим типам. Закажите двери цитадель здесь.
Помещик в „Охотнике" (1889) -уже совсем старик с растрепанными волосами и седыми свисающими усами. Он едет по опушке леса к реке. В этом охотнике нет ничего от прежней удали и молодечества.
Содержание акварели „Волки" (1894), к которой зритель подходит с уверенностью, что он увидит нечто уже ему знакомое по прежним охотничьим сюжетам художника, неожиданно раскрывается перед ним совсем иначе. В картине изображена женщина с ребенком, сидящая в санях, запряженных одной лошадью. Она замахивается кнутом на страшных зверей и в ужасе кричит. Волки как бы выжидают мгновения, чтобы наброситься на несчастную жертву.
С оскудением русского дворянства охота - старинная забава, переходившая в страсть, - отмирает. Охотничий жанр мельчает, в нем начинает преобладать пейзажная тема, он не имеет прежнего успеха и в 90-х годах постепенно вырождается.
|