|
Героическая тема
08.01.2017
В 1856 году в Праге была поставлена инсценировка «Тараса Бульбы», сделанная Й. Фричем. Спектакль возобновлялся и позднее. В драматической обработке патриотическая тема повести получила отчетливое выражение. Но вместе с тем Й. Фрич уделил чрезмерное внимание фигуре Андрия и перенес его смерть в финал пятого действия. Для того, чтобы достойно его похоронить, решили купить гроб в Москве. Гибелью Андрия и отчаянием его польской возлюбленной пьеса и заканчивается.
Выдвижение на первый план «романтической» фигуры Андрия характерно не только для инсценировки Фрича. Центральным героем является Андрий и в операх В. Кюнера и П. Сокальского (у последнего подчеркнуто его предательство). Романтизирован его образ во французской переделке повести Гоголя - в драме А. Сильвестра и Э. Марана «Казаки» (Париж, 1898). Здесь он противостоит жестокому и безжа-лостному Тарасу. Не менее «красочно» и завершение оперы французского композитора М. Руссо «Тарас Бульба» (1919). Тарас закалывает сына в доме польского воеводы, и, когда враги пытаются его обезоружить он кончает жизнь самоубийством.
Повесть Гоголя способствовала становлению чешского исторического помана Критики не раз указывали на то, что читатели ждут произвеий в которых гуситы были бы изображены столь же ярко, как за-Д6пожцы в «Тарасе Бульбе». Эту задачу блистательно осуществил высоко ценивший Гоголя А. Йирасек. Параллель «гуситы - запорожцы» неод-нократно возникала и в чешской исторической науке. Как мы увидим далее она зиждилась не только на близости целей, которые ставили борцы за свободу Украины и Чехии, но и на гипотезах, которые получили распространение благодаря Ф. Палацкому и Гавличку-Боровскому. На этом вопросе остановимся далее.
|
|