|
Займы
14.01.2017
Это уже не мольба, а грозное требование и осуждение несправедливости бога. Я. Фогель справедливо писал, что эта часть кантаты «напоминает могучую сцену у собора Василия Блаженного в «Борисе Годунове», в которой голодный люд взывает к царю с теми же словами «хлеба, хлеба», хотя Яначек не мог ее знать, так как при его жизни сцена эта не была напечатана и не исполнялась».
Отмеченное Фогелем сходство тем свидетельствует об идейной общности композиторов и их страстной любви к народу. Следует указать, что «Отче наш» близок Мусоргскому и в основной тенденции показать массу в движении, в смене душевных состояний, в переходах от покорности к гневу, от протеста к смирению и вновь к протесту. Так, после грозного требования «хлеб наш насущный даждь нам днесь» следует обусловленная евангельским текстом мольба об отпущении грехов. Но в кантате Яначека это не раскаяние и не покаяние в грехах, а попытка примириться с творцом. О том, как достигнуть этого примире-ния, говорит финал, музыкально-драматургически связанный с третьей частью: Не введи нас во искушение, Но избавь нас от лукавого. Нужны срочно деньги? Помогут займы ру.
Яначек переосмыслил евангельский текст и на его основе развернул спор, столкновение двух групп: сопрано умоляют, а басы требуют все более настойчиво и властно (к ним присоединяются женские голоса), чтобы были устранены зло и несправедливость, царящие в мире. Тогда исчезнет и опасность поддаться искушению. Финальное аминь как бы утверждает требование или условие, поставленное людьми перед богом.
В музыковедческих работах, посвященных Яначеку, не раз проводилась параллель между циклом фортепианных пьес «По заросшей тропинке» и «Картинками с выставки» Мусоргского. Произведения русского композитора носят концертно-виртуозный характер, а иные, например «Богатырские ворота», потенциально оркестральны.
|
|