|
Владар
14.01.2017
Пьеса, озаглавленная «Фридец-кая богоматерь», представляет собой выразительную музыкальную картину процессии, направляющейся в церковь. Есть в цикле жанрово-лирические зарисовки - прощание и расставание влюбленных («Доброй ночи» и «Не дадут договорить»). Но последние пьесы - «Так невыразимо горько», «В слезах», «Сыч не отлетел» - контрастны предшествующим; они раскрывают процесс угасания молодой жизни. В музыке цикла, конечно же, есть интонационная связь с Мусоргским. М. Кулова, преподававшая фортепиано в Брненской органной школе, сказала, что, создавая заключительную пьесу цикла «По заросшей тропинке» - «Сыч не отлетел»,- Яначек, несомненно, вспоминал о Мусоргском.
Чешские музыковеды отмечают известную близость главной темы «Наших вечеров» Яначека и «Променада» из «Картинок с выставки» (Я. Фогель). Я Шеда сблизил диалогическое построение «Не дадут договорить» с жанровой пьесой «Два еврея - богатый и бедный». Можно бы указать на родственность пьес «Щебетали, как ласточки» и «Лиможского рынка». Ощущается некоторая близость аккордов «Фридецкой богоматери» и вступления «Катакомб»; родствен характер использования интонаций владар в «Фридецкой богоматери» с тем, как применил Мусоргский знаменный распев в «Богатырских воротах». Можно провести параллель не только с «Картинками с выставки», но и с песнями Мусоргского. Так, несомненна интонационная связь между «Нашими вечерами» и одной из песен «Детской» («В углу»). И это не единственный пример. Думается, можно понять природу этой связи. Быть может, весь цикл, когда композитор достиг в нем внутреннего единства, это не только воспоминание о собственной юности, рождении и смерти дочери, но и восприятие детства как бесследно исчезнувшего счастья.
|
|