|
Детская игровая площадка
14.01.2017
«Детская» раньше других произведений Мусоргского покорила чешских слушателей. Думается, что этот цикл должен был особенно привлечь Яначека, всегда уделявшего внимание интонациям детской речи; он вслушивался, записывал, изучал их, посвятил детской речи несколько интереснейших работ, в которых приведены и «речевые мелодии». По свидетельству музыкального педагога Ф. Пражака, Яначек утверждал, что психология детской речи является ключом к художественному воплощению слова в музыке. В интонациях детской речи, по его мнению, открывается природа, природа волшебная и вечно новая. И не случайно в цитированной выше статье о музыкальных формах, говоря о том, что детский лепет отлично поддается музыке, Яначек вспоминал «Детскую» Мусоргского. Он позднее сочинил очаровательные детские «Потешки» (или «Считалки»), близкие по духу Мусоргскому, но до последней ноты яначековские.
Несмотря на то, что Яначек узнал и оценил Мусоргского в ту пору, когда его музыкальная система полностью сложилась, именно творец «Бориса Годунова», «Детской» оказался ему духовно всех ближе и роднее. Мусоргский, как и Достоевский, художники, чье творчество органически вошло в'искусство XX века, более того, в значительной степени определило его развитие. И не случайно они стали близки Яначеку в последние годы его жизни. Мировая известность пришла к чешскому композитору в 20-е годы, одновременно с окончательным утверждением мировой славы автора «Бориса Годунова». Духовная родственность обоих художников быта столь очевидной, что сопоставление их напрашивалось само собой. У вас есть ребенок? Тогда детская игровая площадка это то, что вам нужно.
В одной из статей, посвященных семидесятилетию, чешского композитора, мы читаем: «Некогда Яначека называли чешским Балакиревым. Это было подсказано его любовью к народной песне, увлечением, фольклором. Но в большей степени, нежели на Балакирева, походит Яначек на Мусоргского. Походит тем, что ведет настойчивую и упорную борьбу с техникой композиции, походит своим стремлением к реалистической правдивости.
|
|