|
Гибочный станок
22.01.2017
Он испытывал жадный интерес к художественным исканиям и не пропускал, в меру возможности, ни одного интересного концерта или премьеры в Пражском Национальном театре, не говоря уже о Брненском. Его живо волновали программы международных фестивалей. Непосредственный отклик в начале века встретили у Яначека «Луиза» Шарпантье и «Мадам Баттерфляй» Пуччини.
С глубокой симпатией отнесся Яначек к Дебюсси, сначала узнав его фортепианные и оркестровые произведения, а позднее и «Пеллеаса» (1921). Он изучал партитуры великого композитора и тщательно проанализировал одну из них - «Море». Музыканты отмечали наличие в музыке Яначека «дебюссизмов». И все же едва ли можно говорить о воздействии французского композитора на автора «Ее падчерицы» - столь несходны их творческие индивидуальности. Можно согласиться с Г. Штукеншмидтом, писавшим, что «Дебюсси был в свою эпоху «современнее» Яначека. Но новаторство последнего оказалось более стойким в испытаниях времени». Штукеншмидт объясняет это его почвенностью, свободной от воздействий урбанистической культуры. Речь идет, конечно, не о превосходстве одного художника над другим, тем более что воздействие Дебюсси на мировую музыку несоизмеримо с влиянием Яначека. Возможно вам понадобится гибочный станок.
Изучая Дебюсси, используя те или иные его находки, Яначек остался самим собой, так же как в пору знакомства с творчеством композиторов «нововенской школы» или Стравинского. В отношении Яначека к Шёнбергу преобладало критическое начало. Принадлежащий композитору экземпляр «Учения о гармонии» испещрен его пометками. Как бы отвечая на утверждение автора книги, что «тональная система отнюдь не является незыблемым и естественным законом музыки», Яначек писал (1926): «Без тональности нет музыки, нет красоты в музыкальном искусстве». Это исповедание его веры. Но, отвергая принцип атонализма (мы не касаемся вопроса о том, в какой мере он применим на практике), Яначек вслушивался в музыку нововенцев, и прежде всего «Воццека».
|
|