|
Омникомм онлайн
22.01.2017
В 1926 году опера Берга под давлением реакционных кругов была исключена из репертуара Национального театра в Праге после трех спектаклей. Австрийские и немецкие националисты обрушили на композитора потоки клеветы. Свое отношение к «Воццеку» и преследованиям, которым подвергся Берг, Яначек выразил в интервью, сказав: «Обида и несправедливость по отношению к «Воццеку», тяжкая обида и несправедливость по отношению к Бергу! Это драматург исключительного значения, глубокой правды. Высказаться! Дайте ему высказаться! Он охвачен смятением. Словно удар на него упал. Ни одной ноты он не сочинил. А каждая его нота омыта кровью. Яначека покорила правдивость Музыки Берга, с потрясающей силой раскрывающая трагедию маленького человека, затравленного безжалостным обществом, музыки, в которой достигнут синтез эмоционального и логически-конструктивного. Яначек не мог не почувствовать гуманизма Берга, его любви к обездоленным, к горячо любимому им Достоевскому. Яначек внимательно изучал открытия Берга и Шёнберга в сфере интонации (Sprech-stimrne), гармонии, инструментовки, и если нельзя говорить об их влиянии на его музыку (экспрессивность музыкального языка Яначека отнюдь не тождественна экспрессионизму как стилю), то можно заметить, что он критически использовал некоторые выразительные средства «нововенской школы», в частности искания в области квартовой мелодики и гармонии. Вместе с тем трудно определить, что в сфере воздействий идет от современной музыки и что от народной песни. Посмотрите омникомм онлайн.
Яначек не прошел мимо Стравинского. В библиотеке автора «Ее падчерицы» находятся «Весна священная» и сюита из «Истории солдата» Он слышал в театре и концертах, на фестивалях современной музыки в Праге и Брно «Петрушку» (балет исполнялся в один вечер с оперой Яначека «Прогулка пана Броучка на Луну»), «Жар-птицу», «Фейерверк», «Пульчинеллу», «Историю солдата», «Байку про Лису», «Прибаутки», «Мавру» и др. Едва ли творчество какого-нибудь другого композитора XX века, кроме Дебюсси, Яначек знал так хорошо, как творчество Стравинского. Не раз возникало сопоставление Яначек - Стравинский.
|
|