|
Установка тревожной кнопки
26.01.2017
Пьеса, товарищи, пьеса, театральное произведение, Платон Кречет, Корнейчук, ничего не поделаешь, пьеса- приходится с этим примириться. Итак, если бы в Платоне Кречете даже не было ни его гуманистического начала, ни его юмора, ни его улыбки, а только одни эти вот драматические повороты, перипетии, всевозможные узлы и линии, то все-таки успех шел бы от пьесы. Вероятно, мы не слишком радовались бы тогда подобному успеху, но - надо смотреть фактам в глаза - успех вызвала бы именно пьеса. Значит, нечего кричать: Это не пьеса! Значит, надо всерьез искать причины своей неудовлетворенности. И если мы говорим о недостатках Платона Кречета - мы к ним сейчас переходим,- то хотим все же выяснить их происхождение. Каково же это происхождение? Возможно вам понадобится установка тревожной кнопки.
У Платона Кречета счастливый конец. Хорошо, конечно, что счастливый, вопрос лишь в том, хорошо ли выражена эта счастливость? Во-первых, заграница. Герои едут за границу. Наши авторы, чтоб вознаградить своего героя, любят посылать его за границу. Заграница - как предел мечтаний героя! Но в Платоне Кречете, например, это предел скорее, если угодно, для Аркадия, чем для Платона. Впрочем, это к слову. Во -вторых, свадьба. Герой женится на героине. Героиня выходит замуж за героя. Занавес опускается. И зритель отправляется домой. Бесспорно, он рад за Платона и Лиду и желает им всяческого благополучия. Его, быть может, только смущает эта слишком эффектная точка, в которой сходятся все линии пьесы - этот поцелуй в диафрагму. Почему бы и нет? - спросят. Потому что в этом счастье чего-то недостает, оно какое-то закругленное, как будто все кончено, все достигнуто: замри, сиди и наслаждайся своим счастьем! Но что если это скучновато, если оно чем-то сомнительно, это счастье? Ведь если согласиться, что счастье в движении, в неудовлетворенности и утолении этой неудовлетворенности, в этих фаустовских вечных поисках, то ведь в предложенном нам счастье нет этого привкуса, этой соли, не пресновато ли оно?
|
|