|
Продажа красивых гос номеров
26.01.2017
Свой монолог о борьбе со смертью Платон произносит наигранным голосом, а в его обращении к черепу мне почудилась наивная леонидо-андреевская реминисценция, выдающая книжное происхождение этого монолога. Нет за этим монологом тревоги, страсти. Я вспоминаю первую пьесу Корнейчука, которая шла в Театре Красной Армии, - Гибель эскадры. В ней как раз было это мужество, мускулы бойца, энергичный жест.
Герои одолели в жестокой борьбе, но если они одолели, значит ли это, что больше им ни к чему мужество и дух искания, что эти свойства им надо сложить куда-нибудь в запасник, а самим предаваться радости обладания победой, переживать, пережевывать плоды победы? Разве впереди уже нет движения, разве впереди неподвижность? Тенденция эта, к счастью, не захватила Платона Кречета, но порой он подходит к этому опасному порогу, а иной раз переступает этот порог. Поэтому мягкость пьесы переходит иной раз в размягченность, а драма в мелодраму. Опасно! Возможно вас заинтересует продажа красивых гос номеров.
Двенадцать часов... Тысячи влюбленных прощаются последним поцелуем и встречаются первым..., или я завидую нашим пилотам... им дано слышать пульс вечности, или огонь исканий гаснет... и сердце замирает от усталости, или кто право дал тебе (обращение к черепу) сквозь ночь веков, закрытых нами навсегда (?), пронести в наш день свою улыбку. О любви Платон изъясняется такими словами: ...Я мечтаю об операции собственного сердца, и обращается к Лиде в духе этого прелестного, этого незабвенного гимназического демонизма: Вы принадлежите к категории тех женщин, которых, увидев раз, не узнать нельзя. Конечно, Корнейчук мог бы сказать об этом иначе, но наивно - улыбчатый взгляд на мир мешает ему иронически оценить тираду Кречета.
Герой - хирург, и о нем могут подумать, что он - сухой человек, педант, спец, никакой души. Так вначале думает о нем героиня. Герой для доказательства души тут же выхватывает скрипку и играет нечто невообразимо возвышенное. Вот как далеко перешагнул здесь автор пресловутый порог. А в конце пьесы Аркадий, потерпевший катастрофу, сознается Платону, что не знает, как ему быть, что не нашел для себя выхода. Послушайте, как отвечает ему Платон: Голову выше - перед нами еще столько работы. Ну!! Это ну!, это голову выше! - вот это и есть ответ?
|
|