|
Гриль каменный
25.02.2017
Если Зиверт и Клейн создавали экспрессивно-динамичную среду, погружая ее в черное пространство и решая средствами черно-белой графики, изобразительной или свето-теневой, то Ф. Шефлер испробовал несколько иной путь достижения той же цели. Оформляя постановку пьесы «С утра до полудня» Г. Кайзера (1920), он попытался реализовать на сцене свои искания в сфере экспрессионистской живописи. Состояние тревожного дискомфорта Шефлер передавал хаотичностью словно взбесившихся, кричаще дисгармоничных цветовых сочетаний: фиолетового с желтым, оранжевого с голубым, коричневого с синим, желтого с голубым и т. д. Накладываясь друг на друга в беспорядочном возбужденном ритме, бесформенно-произвольные цветовые аккорды обозначали некие условные элементы мест действия: барьер ложи, кусок стены, площадку планшета. Этому же ритму были подчинены и предметы; все они (конторка, столик с бутылкой, кресло, стул) как бы разваливались в разные стороны, расползались, подкашивались словно под воздействием некоего глобального процесса разрушения, распада, происходившего в душе и психике героя пьесы. Все в этом мире вышло из равновесия, пришло в возбуждение, закричало своими раздражающими красками. Существовать в нем невыносимо. И даже когда герой попадал на природу, то обозначавшее се дерево (поставленное художником в центр пустой сцены, среди мертвенно-холодной лилово-розовой цветовой «ауры») оказывалось каким-то жутким чудищем, залитым кроваво-красными подтеками, чье «туловище» ствол переходило в длинную шею и маску лик, а раскинутые в стороны изуродованные ветви становились его «руками». Возможно вам понадобится гриль каменный.
Еще более жутким представало дерево-чудовище в интерпретации Ц. Клейна этой же пьесы Г. Кайзера, показанной год спустя в берлинской постановке режиссера А. Барновски, оно превратилось в белый скелет, пляшущий над фигурой героя свою пляску смерти.
|
|