|
Дом на колесах
12.03.2017
Сочинением аксессуаров специфически трюкового предназначения, рассчитанных на игру с ними актеров, увлекались в 20-е годы художники самих различных индивидуальностей: от молодого, только еще начинавшего тогда свою работу в театре Н. Акимова до Б. Кустодиева, одного из последних на русской сцене представителей мирискуснической традиции, показавшего две московскую (1925) и ленинградскую (1926) - версии «Блохи», инсценировки В. Замятина по Н. Лескову.
Персонажи этого спектакля, появляясь перед зрителями на фоне откровенно лубочных декорационных картинок (изображавших придуманные художником экзотический Петербург, игрушечную Тулу с самоваром или диковинный механизированный Лондон), действовали с самыми невероятными театральными предметами. Если это фрукты, преподносимые царю, то гигантского размера: яблоко величиной с арбуз, виноград величиной с яблоко. Если чудеса современной техники, открывавшиеся перед Левшой в «знаменитом городе Лондоне», то сделанные из обыкновенной деревенской лавки (снабженная крыльями и рукояткой, она становится «аэропланом») или керосинки (на ее основе художник сочинил «радиотелеграф»). Трюковые эффекты извлекались даже из одного только прикосновения к таким предметам, как стол и стулья: поверхность стола, когда се касались, высекала поток электрических искр, а когда садились на стул, чудесным образом зажигался свет. В духе лубочной игры было придумано Кустодиевым и «аглицкое нужное место, белый кафель, медный кран, стеклянный градусник, зонтик, чтобы сидящий там защищен был от дождя и солнца, цветы для «духу» и приятности... ». Много путешествуете? Вам подойдет дом на колесах.
Что же касается архитектурной приметы реального Лондона - Собора святого Павла то он представал в виде игрушечного самопередвигавшегося по сцене макета, перекликавшегося с игрушечными же макетиками церквей, домов и заборов в московской версии декорации Тулы, среди которых органично и естественно скакало, оседлав игрушечные деревянные лошадки, казачье воинство атамана Платова, а сам он появлялся среди летней плодоносящей природы на зимних санях. Здесь же, на сцене, игровым способом мастера-умельцы собирали домик для работы с «английской блохой», который затем, после окончания работы, сами же и разбирали.
|
|