|
Бетон Лобня
17.03.2017
Сохранился рисунок самого Голейзовского для «Сарказмов» С. Прокофьева: в правой части сценического пространства - деревянный станок-помост как основная игровая площадка. От нее по диагонали отходит остроугольная, графически четкая конструкция не вполне ясного функционального предназначения, как и висящий в левой части сцены дощатый треугольник. Ступенчатые помосты-площадки выстраивались художником Н. Мусатовым в спектакле «Саломея» на музыку Р. Штрауса (1922) и Б. Эрдманом в «Фавне» на музыку К. Дебюсси (1922). Площадка в «Саломее» «подавала» героиню, которая появлялась словно в сиянии, исходящем от круга луны. На этой площадке она исполняла свой танец с покрывалами, а в какой-то момент бросалась оттуда, с высоты, на руки окружавших площадку юношей, которые в финале вновь поднимали героиню на «пьедестал». Выполняете строительные работы? Закажите бетон лобня.
Единая установка «Фавна» состояла из станков и лестниц, являвшихся местами действия каждого из персонажей. Для сатиров - две стремянки по бокам сцены; лазая по ним и принимая на них ту или иную позу, они тем самым пародийно и издевательски комментировали происходившее на двух основных площадках в центре. Одна из них, судя по рисунку самого Голейзовского, была поднята высоко над сценой и обозначала «холм», откуда Фавн любовался прекрасной нимфой Уалэнтой. Она появлялась вместе с подругами на площадках, расположенных на самом нижнем уровне, то есть на планшете, но приподнятых одна над другой таким образом, что танцевальные композиции как бы перетекали с верхней площадки (где находились Фавн и Уалэнта) на нижнюю (предназначенную для нимф) и обратно. Наконец, в постановке «Смерть Изольды» на музыку Р. Вагнера (1924) А. Петрицкий создал единую установку из двух станков, один из которых (более высокий) располагался в глубине и шел справа к центру, а другой, соединенный с первым опускающимися на него ступенями, занимал центр сцены. Справа и слева к нему сходили наклонные с разной степенью крутизны помосты, задававшие еще одно диагональное направление движению пластики спектакля.
|
|