|
Часовой ломбард
07.06.2017
Представляется, например, невозможным смотреть «Восход солнца» Мурнау, не прочитав в качестве предисловия высказывание Анри Бернштейна об этом фильме. Представьте себе, что одно из действующих лиц, до того как начнется первый акт «Секрета», огласит нам мнение г-на Мурнау о пьесе г-на Бернштейна! Это покажется странным и нелепым директору театра «Жимназ». Но это кажется вполне естественным руководителям фирмы «Фокс-фильм», которые считают, что экран - бедный родственник сцены, а драматурги - «избранные умы», которые оказывают честь кинодраматургам - будь то Чаплин, Штрогейм или Мурнау,- когда они спускаются с Олимпа, чтобы заняться ими.
Мы видим, что времена очень изменились, и в наши дни вовсе не показалось бы зазорным, что известный кинематографист высказывает свое мнение о театральной пьесе. Сегодня книг и исследований, посвященных кино, гораздо больше, чем театру. Возможно вам понадобится часовой ломбард.
Говорят, что раньше театр прежде всего предназначался для развлечения буржуазии. Возможно. Но всегда ли кино нашего времени делает ставку на широкого зрителя? Не принимает ли оно в некотором роде эстафету у вчерашнего буржуазного театра? Потомки тех, кто некогда аплодировал Порто-Ришу и Альфреду Капю, как раз больше всего и ведут за столом разговор о фильмах, которые «следует посмотреть».
Выше упоминалось имя Эриха фон Штрогейма. Имя это нельзя упоминать, не приветствуя при этом человека, чье творчество грандиозно, чья жизнь была символом. Чтобы измерить все значение его творчества, надо, преодолев течение времени, вернуться в ту эпоху, когда оно родилось. Это распространяется на все подлинно оригинальные творения в истории кино. Время амортизирует силу их воздействия; порча пленки их искажает; вызванные ими мысли и подражания питаются их же оригинальностью. Но фильмы Эриха фон Штрогейма, как бы они ни были искажены, все еще не утратили блеска, сообщаемого им необычной новизной.
|
|