Хранительница позднеантичных живописных традиций
30.07.2018
Главной хранительницей позднеантичных живописных традиций в начале Средневековья выступала Италия во главе с Римом, где существовали собственные мастерские мозаики, а также Милан и Равенна.
В Риме кладезем ранней живописи предстает церковь Санта Мария Антиква на римском Форуме. Здесь сохранились фрески VI—IX веков. Церковь была связана с колонией восточных монастырей в Риме, и в ее украшении участвовали греческие мастера. Связи Западной и Восточной церквей в этот период еще оставались тесными, на папском престоле нередко оказывались выходцы с Востока. Среди них следует выделить недолгий срок понтификата Папы Иоанна VII (705-707), украсившего мозаиками ряд римских церквей, среди них ораторий при базилике Святого Петра, задуманный как личная молельня Папы и его усыпальница. Создававшие декор оратория мастера были византийцами. Мечтаете о собаке? Среднеазиатские овчарки будут надежными и верными друзьями.
Римские мозаики VI-VII веков дошли не в лучшей сохранности. Среди них - мозаичное убранство оратория Сан Венанцио в баптистерии Сан Джованни ин Латерано (около 640-649). Самоуглубленные и отрешенные образы, сложные переливы холодной сине-голубой гаммы говорят о рождении нового мироощущения. Ту же отрешенность и изолированность фигур мы находим во фрагментах мозаик капеллы Сан Витторе в миланской церкви Сайт Амброджо, изображающих святого Амвросия и других местных святых (около 470). Созданная в начале VIII века энкаустическая икона Богоматери в церкви Санта Мария ин Трастевере отличается торжественной строгостью и графической сухостью письма.
|