|
Народный театр и психоаналитическая травестия
30.01.2020
Пауль Клее начал делать перчаточных кукол после посещения в июне 1916 года Цюриха, где он мог видеть первых марионеток Тойбер. Однако его работы намного более выразительны, ведь они предназначались для маленького сына художника Феликса: первые восемь из пятнадцати (сохранились тринадцать) были сделаны к девятому дню рождения мальчика. После войны Клее вернулся к этой практике, и в 1919 году создал еще одну серию кукол, а когда Феликс начал обучаться в Баухаусе (с осени 1921-го), каждый год вплоть до 1925-го добавлял новые фигурки для устраивавшихся там представлений. В прошлом участник группы «Синий всадник», Клее разделял интерес экспрессионистов к народному искусству, о котором и свидетельствуют его куклы: первая их группа основана на немецкой версии ярмарочного театра (знакомой семье художника по майскому базару «Ауэр Дульт» в Мюнхене). Главного героя в этой традиции зовут Касперль [аналог русского Петрушки. — Пер.], это неотесаный, но смышленый парень, который, обычно при поддержке жены Гретль и друга Сепперля, без конца сражается со Смертью, Дьяволом, Бабушкой, Полицейским или Крокодилом, в итоге всегда выходя победителем. Из первой группы кукол Клее сохранилась только одна — Смерть, пугающий призрак, чей белый череп грозит большими черными пятнами глазниц и горизонтальной решеткой стиснутых зубов.
В буржуазных домах часто имелись миниатюрные театры Касперля и Гретль, и Феликс тоже ставил домашние спектакли, для которых Клее делал маленькие декорации (впоследствии его сын стал театральным и оперным режиссером). Со временем он добавил к стандартному набору типажей новых персонажей — как из личного опыта (в том числе автопортрет), так и из разряда общественных стереотипов (Немецкий националист, Русский крестьянин, Бородатый француз). Головы его кукол — всегда гипсовые, иногда обернутые марлей и в этом случае раскрашенные; одежда, как и у ярмарочных Касперля и Гретль, — из лоскутов (иногда Клее обращался за помощью к профессиональной изготовительнице кукол Саше фон Зиннер).
Любите отдыхать на природе? В таком случае стоит мангал разборный купить. Он легко поместиться в машину и не займет много места.
Как и другие рассмотренные здесь произведения, ручные куклы Клее не миметичны, и некоторые из них напоминают фантастические, часто гротескные или призрачные фигуры, появляющиеся в его рисунках и картинах. Куклы, сделанные им в период работы в Баухаусе, еще более радикальны в этой антиизобразительной направленности: используемые в них неожиданные материалы и найденные объекты (раковины, гвозди, спичечные коробки) отражают, возможно, его эксперименты того времени в рамках вводного курса (Vorkurs) школы. Самая необычная кукла в этой группе — «Электрическое привидение» ( 1923) [6), своего рода версия Смерти по Баухаусу, с вертикальной полосой красной ткани, идущей по всему туловищу, и керамическим электропатроном вместо головы, держащимся на гипсовой шее. Так должно выглядеть фольклорное привидение в технологическую эпоху? Или Клее намекает на то, что современная техника обладает собственной разновидностью жути?
|
|