|
Проблема истории
20.11.2020
Герхард Рихтер, как и Базелиц, заказал грузовое такси и переехал в Западную Германию из ГДР, и перед ним тоже встал вопрос: может ли недавняя немецкая история стать темой визуальной культуры и если да, то каким образом. Это также означало прямую оппозицию по отношению к учителям Рихтера, Базелица и их сверстников — художникам-абстракционистам Винтеру, Триру, Гётцу, Хёме с их стремлением придать послевоенному немецкому искусству интернациональный характер. Уже в 1962 году Рихтер напрямую обратился к вытесненному прошлому немецкой истории, написав портрет Адольфа Гитлера (позднее им уничтоженный). В это же время он начал собирать фотографии, которые составят его гигантский проект «Атлас» [3], объединяющий приватные снимки из семейного альбома с образами публичной истории Германии. Со временем это приведет к появлению стендов, на которых Рихтер представит фотографии из Бухенвальда и Берген-Бельзена.
Таким образом, можно сказать, что намерение сделать немецкую живопись инструментом преодоления репрессивной амнезии в отношении исторического прошлого разделялось и Рихтером, и Базелицем. Однако их средства для реализации этой задачи были очень разными; расхождение достигло пика в конце шестидесятых годов в контрасте между работами Рихтера и Ансельма Кифера.
Рихтер, постоянно оглядываясь на работы «новых реалистов» и Энди Уорхола — французские и американские примеры, служившие двумя полюсами референций его ранних работ, — сознавал необходимость позиционировать немецкую живопись в контексте различных художественных практик, возникших в начале шестидесятых годов. Базелиц же почти программно отвергал и порицал массовую культуру и фотографию, видя в них условия, которым живопись должна противостоять. Соответственно, Рихтер отрицал принципиальную и для Базелица, и для более молодого Кифера идею, согласно которой можно восстановить в прежней целостности модель национальной идентичности и самобытности, связывающую прямой преемственностью Коринта, экспрессионизм, антимодернизм и самих Базелица и Кифера. Все визуальные практики сегодня, настаивал Рихтер, детерминированы взаимодействием с массовой культурой и вовлечены в глобальное культурное производство, формирующее модель постнациональной идентичности.
|
|